К оглавлению журнала | |
© А.Н. Коцонис, 1992 |
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А
.Н. КОЦОНИС (ИПК)Обеспечение радикальных перемен, которых требует существующая система, образования, нуждается прежде всего в пересмотре ее с точки зрения самого процесса обучения. При этом основное внимание должно быть уделено обучаемым, их проблемам и задачам.
Стратегия образования (цели и основы обучения) должна учитывать такие вопросы, как возраст обучаемых, актуализация знаний и т. д. Вот почему сегодня особую значимость приобретает непрерывное образование, рассматривающее этот процесс как многоэтапный и непрекращающийся, обеспечивающий творческую активность индивидуума вплоть до пенсионного возраста.
Повышение квалификации в этой непрерывной цепи является одним из важных звеньев, так как позволяет поддерживать определенные профессиональные навыки на соответствующем современному развитию науки и техники уровне. По оценкам специалистов
(Гаврилов В. П. Геолог-нефтяник XXI века // Геология нефти и газа.– 1989.– № 7.– С, 47–52.), выпускник высшего технического учебного заведения у нас в стране выходит на инженерно-активный уровень деятельности через семь – десять лет, что сегодня не может удовлетворять ни самого выпускника, ни производство или научные организации.В этой связи ставится задача построения учебного процесса таким образом, чтобы сократить этот срок до
2–3 лет. В частности, по специальности “Геология нефти и газа” уже действует с 1988 г. новый учебный план, который в определенной степени призван начать решение этой проблемы. В основу его положены два крупных направления: первое определяет базовую подготовку горного инженера геолога-нефтяника (фундаментальные науки); второе – его специализацию (поиск и разведка месторождений углеводородов (УВ) – I; морская нефтегазовая геология – II; нефтегазопромысловая геология – III; нефтегазовая литология – IV).В свою очередь каждая специализация состоит из нескольких профилирующих направлений:
I включает технологию и методы поисково-разведочных работ, интерпретацию и математическое моделирование в нефтегазовой геологии; II – комплексные методы поиска, разведки и прогнозирования зон нефтегазоносности морских акваторий и континентального шельфа, геолого-экономическое планирование и оценка морских поисково-разведочных работ, основы проектирования и методы контроля за разработкой морских месторождений УВ; III – геологическое и геолого-промысловое обеспечение бурения скважин и регулирование процесса разработки залежей УВ, подсчет запасов УВ; IV – нефтегазопромысловая и промысловая литология, седиментология, стратиграфия нефтегазоносных областей.Составители этого нового учебного плана (факультет нефтяной геологии, геофизики и геохимии МИНГа им. И. М. Губкина) предполагают, что первые выпускники
1993 г. (с учетом адаптации и выхода на инженерно-активный уровень) достигнут своего инженерно-организаторского потенциала в 2000 г. Специалист, прошедший обучение по такому плану, будет не только лучше образован в области фундаментальных наук, но и лучше разбираться в практических вопросах.Таким образом, можно считать, что сегодня заложены основы подготовки геолога-нефтяника на уровне научно-технического прогресса
XXI в. При этом отмечается, что максимум эффективности реализации инженерно-организаторского потенциала достигается к 40–45 годам, т. е. в рассматриваемом варианте к 2015–2020 гг., после чего наблюдается определенный спад активности, и к 65 годам результаты труда специалиста не оказывают столь важного влияния на ход производства, как это было в зрелый и максимально активный период его деятельности.Осуществление такого процесса развития творческих и организаторских способностей специалиста возможно лишь в том случае, если в течение всей своей деятельности он будет вовлечен в систему непрерывного образования, а именно периодически повышать свою квалификацию. В этом отношении интересно сопоставить упомянутый учебный план по специальности “Геология нефти и газа” с учебным планом того же профиля Московского института повышения квалификации (ИПК)
специалистов, работающих в геологической отрасли. В нем, в частности, представлена следующая тематика: литологические методы изучения осадочных пород и разрезов при поисках УВ (прогноз локальных объектов; комплексирование различных методов исследования); оптимизация поисково-разведочных работ (прогноз и поиск неантиклинальных ловушек; комплексирование геофизических и геолого-технологических исследований; оптимизация работ на отдельных стадиях разведки); подсчет запасов нефти и газа (требования ГКЗ; основные подсчетные параметры; комплекс методов для подсчета запасов УВ; повышение коэффициента извлечения); разведка и освоение нетрадиционных источников углеводородного сырья (теоретические и практические аспекты проблемы; литологические методы прогноза в условиях сложно построенных коллекторов; пути извлечения тяжелых нефтей и битумов;) испытание, опробование и освоение скважин (комплекс работ; оборудование и техника; методы контроля); геолого-технологические исследования скважин в процессе бурения (оборудование и техника; интерпретация; контроль параметров бурения с применением ЭВМ); комплексирование геофизических методов при разведке месторождений УВ; теория и практика комплексирования методов – сейсморазведка, электроразведка, гравимагниторазведка, аэрокосмическая и газовая съемки.Как видно, оба плана достаточно хорошо согласуются (хотя и были составлены институтами независимо друг от друга). Продолжительность действия учебного плана обычно определяется пятью-семью годами, после чего его пересматривают и составляют новый. В этой работе, как правило, принимают участие многие ученые, педагоги, крупные специалисты производственных организаций, руководящие работники отрасли. Для лучшей увязки вузовского
плана по специальности “Геология нефти и газа” и соответствующего плана ИПК необходимо в дальнейшем рассматривать их в тесной координации между собой. Такая координация будет способствовать делу организации непрерывного процесса образования специалистов геологической отрасли, начиная от учебного заведения с последующим периодическим повышением квалификации в период всей их творческой деятельности, которое позволяет систематически углублять профессиональные знания каждой личности, совершенствовать ее деловые качества, помогать в овладении современными методами управления производством, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники.